В устье Ясаулки…
Автор: Анастасия Алексейцева
Чтобы прослушать аудио-версию текста кликайте
на серую кнопку «Listen in browser»
«Атаман конной сотни красноярских казаков Милослав Кольцов на правом берегу Енисея закупил у арийских татар десяток лошадей и со своими друзьями Потылициными в конце мая 1632 года отправился по берегу Енисея вниз к устью речки Ясаулки. Там, чуть ниже чудесного соснового бора облюбовал он себе место угожее и решил обозначить его, закрепить за собой, чтобы в будущем построить зимовье.»

Из книги Виктора Александровича Аференко «От казачьих форпостов до атомграда» 2000 г.
Спасская церковь
Трепет охватывает душу и сердце, когда вдруг понимаешь, что сейчас, в этот самый момент, ты как будто дышишь воздухом далекого прошлого, наблюдаешь за людьми в старинных одеждах, изучаешь их быт и нравы, представляешь знакомые места, пока не тронутые, достижениями современной цивилизации. Лишь знакомый изгиб реки, линия горизонта и рельеф окрестностей, дают понять, что здесь исторические корни твоей малой родины. Такие необычные путешествия в прошлое может совершить каждый человек, листая книгу, слушая чей-то рассказ, рассматривая музейные экспонаты.
«Милослав выделялся среди всех острожных служивых ростом, голосом и нравом дерзким, иногда буйным. С казаками ехал переводчик из местных, знающий татарский язык. Все племена в округе на этом языке общались, свои родные языки хранили в основном старейшины родов.
В устье Ясаулки стояли юрты. Мужчины, вероятно, уехали пасти скот и на рыбалку. К неожиданным гостям вышли два старика, женщины и много детей.
Милослав спешился: «Переведи им, что не тронем!». Начался диалог через переводчика: «Мы начнем строить здесь рядом избы. Отнесите юрты выше по речке, и будем жить мирно, чтобы ни вы к нам не лезли, ни мы к вам», — погружает нас в историю книга В. А Афренко, почетного гражданина Железногорска, писателя, краеведа, учителя.
Вот так началась история деревни Милославская, за которой в последующем закрепилось название Ясауловка (постепенно «Я» перешло в «Е»). В начале 18 века деревня приобрела статус села, так как на её территории была воздвигнута Спасская церковь.
Из книги В.А. Аференко:
«А теперь откроем дело № 1 из фонда 730 краевого госархива — «Метрическую книгу, учиненную епархией Тобольской губернии Красноярского заказа, округи Есауловской Спасской церкви за 1769−1920г.г.» и прочтем записи «о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1801 году, сделанные священником Петром Серебряковым с причетниками».
В том году в приходе Есауловской церкви родились 76 детей, умерло же 69 человек — в их числе 21 ребенок до 5 лет.
Старейшими жителями были Гаврила Иванович Барташов (от роду 91 год) и Стефан Семенович Худоногов (83 года). В Есаулово проживали три семьи духовных лиц, 12 семей военных, 52 семьи крестьян, 8 семей мещан — всего около 400 человек: Максимовы, Злобины, Щуплевы, Никифоровы, Истомины, Макаровы, Калпаковы, Худоноговы, Беляиины, Мартыновы, Чанчиковы, Епистратовы и др.
Поражает разнообразие имен, многие из которых восходят к греко-византийскому списку: Аристарх, Андроник, Прокл, Варфоломей, Корниил, Аринарх, Мардарий, Мисаил, Хиония, Макрида, Епистимия…
В 1902 году в Есаулово проживали 3 семьи, и в них 12 человек «духовных», 20 семей «военных» (125 душ), в том числе унтер-офицер Терентьев Иван 34-х лет с женой Елизаветой и тремя детьми; 5 семей красноярских мещан (37 «едоков»); 667 крестьян и 294 поселенца -всего 1135 человек. По сибирским нормам — много!"
Удивительные исторические зарисовки! Мы наблюдаем время, когда главным социальным органом власти была — церковь. Все факты рождения и смерти, а так же бракосочетания регистрировались местным духовенством. То есть самые важные события в жизни людей были неразрывно связаны с основными таинствами христианской жизни: детей в обязательном порядке крестили, молодожен венчали, умерших отпевали. Богослужения с исповедью и причастием были неотъемлемой частью жизни сибирских православных христиан.

Наше время замечательно тем, что возрождение духовной жизни малых и больших городов, сел и деревень набирает темпы. Здесь и там мы слышим о проектах восстановления храмов и монастырей, а самое радостное то, что эти идеи претворяются в жизнь. Особую радость ощущаешь, когда за окнами дома, вдруг вырастает матушка-церковь. Бог совершает чудеса руками людей.
Усов Сергей Клавдеевич, житель города Сосновоборска, стал идейным вдохновителем возрождения Спасского храма в селе Есаулово, который по его словам был разрушен в послевоенные годы. В 30-ые годы, рассказывает Сергей Клавдеевич, прошли последние службы в стенах белокаменной трехпрестольной церкви, которая объединяла четыре деревни: Киндяково, Терентьево, Ермолаево и поселок Белорусский (ныне Подгорный). Внимательное изучение архивов Сергеем Усовым позволяет нам восстановить образ старого храма. Оказывается, что изначально он был сооружен из дерева, а в 1802 году его, руками местных христиан, добротно выложили камнем. Со временем к главному престолу в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, добавили южный престол во имя св. Прокопия Устюжского и северный во имя святителя Николая Чудотворца. Всё население Есаулово и близлежащих деревень было православным. «Из 2180 человек двое католиков и 10 евреев» (справка из краевого архива). «Приход Спасского храма был большой и богатый, -продолжает свой рассказ Сергей Клавдеевич, -большие земельные и лесные наделы, покосы исчислялись многими десятинами. Это была крупнейшая церковь в пригороде Красноярска».

Фундамент храма сохранился до сих пор. Прочный, из обточенных камней, он не дал проложить на этом месте водопровод. Никакая спецтехника не смогла убрать его, настолько добросовестно был сделан. Спасский храм, благодаря своему прочному фундаменту, вскоре поднимется с колен. Сергей Клавдеевич верит в это. 29 августа 2014 года в день Спаса Нерукотворного прошла первая Божественная литургия в стенах временного молитвенного дома, что стоит прямо напротив поклонного креста, установленного в 2013 году настоятелем Введенского храма г. Сосновоборска Николаем Чихичиным и иереем Сергием Гридиным. Сергей Клавдеевич уверен, что Господь благословляет нелегкий путь строительства Спасского храма. Очень легко смогли оформить все документы на восстановление исторического и духовного памятника культуры. Есть благословение митрополита, финансовая поддержка спонсоров, желание сельчан и… прочный, каменный фундамент, намоленное место, где чудесным образом, не смогли поставить магазины, жилые дома, протянуть водопровод. Место, где во время раскопок был найден старинный крест с именами царей, который, вероятно, был закладным в старом храме.

Не мало потребуется времени, чтобы воскресить каменную церковь. История непременно зафиксирует этот факт, и уже наши предки будут извлекать уроки этого времени, когда большими трудами и заботами неравнодушных людей, восстанавливали духовные памятники, когда-то разрушенные и стёртые с лица земли.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website