Сухобузимская жемчужина
Автор: Анастасия Алексейцева
Чтобы прослушать аудио-версию текста кликайте
на серую кнопку «Listen in browser»
Много удивительных историй хранит память человека, некоторые из них проносятся сквозь время, передаются из уст в уста, обрастают легендами: подвиги наших бабушек и дедушек в Великую Отечественную войну, чудесные спасения в опасных ситуациях, а может один какой-то важный разговор, перевернувший судьбу. Господь дал нам память, что бы мы могли извлекать уроки из прошлого, не допускать ошибки в будущем, делиться радостью и скорбью, накапливать житейский и духовный опыт.

Я расскажу вам сегодня одну такую непридуманную историю, которая врезалась мне в память и заставила по-новому взглянуть на мир. Как-то раз я попала на экскурсию в краеведческий музей с. Сухобузимское. Здание, в котором я оказалась, находилось недалеко от стен старой, разрушенной церкви. Много раз мне приходилось наблюдать печальные развалины, «украшавшие» практически центр села, и каждый раз задавать себе один и тот же вопрос, почему никто не печётся об этом историческом памятнике, как случилось, что грязь и мусор в окрестностях бывшего храма, стали обычной картиной.

Ольга Николаевна Некрасова-директор музея, встретила нас очень радушно. Мы с удовольствием послушали об истории основания села Сухобузимское, о Василии Сурикове — великом, русском художнике, который провёл здесь своё детство и написал первые картины, а также рассказ о Троицкой церкви, руины которой я наблюдала каждый раз:
«Церковь наша была построена в 1802 г. Она была с двумя престолами, нижний, зимний, названный в честь святой Троицы, и верхний летний, в честь святых Петра и Павла. При церкви находилась неплохая библиотека. В приходе был священник и псаломщик, и почти всё население Сухобузимского состояло из православных христиан, которые в основном были коренными сибиряками. Строили церковь из кирпича, который изготавливали и обжигали на месте. Раствор для кладки разводили на обрате и куриных яйцах. А в 70-ых годах 21 века районная администрация приняла решение разрушить церковь, а на её месте построить Дом Культуры, ничего из этого не получилось. Сначала стены церкви пытались разрушить с помощью кайла (так у нас называют ледоруб) и лома, но от стен только искры летели, даже крошки не осыпалось. Тогда из г. Красноярска пригнали специальную стенобитную машину с большим каменным шаром. Она два раза ударила по стене церкви, которая спокойно выдержала эти удары, а на третий раз шар раскололся, и машина отбыла восвояси. Церковь осталась стоять»
Я в красках представила себе эту картину. Огромный каменный шар, который со свистом летит и с грохотом обрушивается на храм. Один удар, второй… Удар не просто по прочным стенам старой церкви, удар по самому Христу, по вере, по молитве, по остаткам человеческой духовности. Господь дал нам свободу воли, и мы можем странствовать по этой жизни в любом направлении. Но надо понимать, что каждый человек непременно встретиться с последствиями своего выбора. И в тот миг, когда каменный шар бил по стенам, наверное, люди делали выбор — быть с Богом или не быть. Третий последний удар… последние секунды, чтобы опомнится, последние мгновения, чтобы раскаяться… Но эта «сказка» без счастливого конца.
Когда мы беседовали с Ольгой Николаевной, я думала о том, что эта история — аллегория нашего бытия. В этой жизни мы бываем и прочной стеною храма, о которую разбиваются наши испытания и скорби, и каменным шаром, который крушит всё на своём пути, и молчаливым наблюдателем, равнодушно или со слезами на глазах созерцающим трагедии этого мира. Наша сегодняшняя роль — это наш выбор, движение от Бога или к Богу. И мы должны помнить об этом.
Продолжу рассказ Ольги Николаевны:
«Жительница села, Диана Павловна Машенцева рассказывала, как она, будучи совсем девчушкой (ей в то время было 10 лет), наблюдала за тем, как с церкви снимали колокола. Шел 1936 год. Посмотреть на это богохульство собралось едва ли не всё село. Диана Павловна рассказывала, что она и другие ребятишки забрались на огромный тополь, который стоял на центральной улице (нынче это ул. Комсомольская), а церковь стояла на другой (нынче ул. Ленина) — ближе их не пустили. К церкви подогнали колёсный трактор (они только что появились в колхозе), зацепили верёвкой за колокол, и тракторист попытался сдвинуть машину с места. Но ничего у него не получалось, «тракторных сил» не хватало. Тогда пригнали ещё один. Сцепили их друг с другом, рванули и самый большой колокол рухнул на землю. Ощущение, рассказывала Диана Павловна, было такое, будто земля раскололась. Фамилий этих трактористов не сохранилось, но вскоре они оба погибли от несчастных случаев.


После того, как были сняты (а точнее сброшены) все колокола, их увезли во двор бывшего дома купца Седельникова, реквизированного и переданного районной кооперации. Сколько дней они там пролежали неизвестно, а потом их увезли в город на переплавку. Так, по крайней мере, утверждали сведущие люди.
До 1935 года церковь оставалась такой, какой её построили: белокаменная красавица. Моя бабушка, Криволуцкая Марфа Васильевна (1879 г. р.), вспоминала, что когда в Свято-Троицкой церкви колокола звонили так, что их звон был слышен в деревне Карымская, где она в то время жила. А это 15−16 км от Сухобузимского.

Кто строил храм, на чьи средства, история умалчивает, а вот о том, как его разрушали, рассказывают местные. Свидетелей много. Я и сама была очевидцем страшных событий. На долгое время (примерно с 1938 по 70-ые годы) церковь превратилась в Дом культуры. Я родилась в 1952 году и все школьные годы (с 1960 по 1970 г. г.) бегала в этот ДК в кино или на танцы. На 1-ом этаже находился танцевальный зал и административные помещения, а на 2-ом этаже, куда вела крутая лестница расположился кинозал с большой сценой, на которой выступали не только самодеятельные артисты, но и гастролёры. В зал входили из помещения первого этажа по одной лестнице, а выходили по другой, высокой и крутой, которая была специально построена для выхода.
Потом на месте храма хотели построить новое здание Дома Культуры. Но площадку отчистить не удалось. Решили строить рядом. И никто не подумал о том, что как раз на этом месте находилось старинное кладбище, на котором хоронили самых именитых сухобузимцев и священнослужителей. Когда рыли котлован под ДК, нарушили многочисленные захоронения. Страшно было наблюдать, как ребятишки играли в футбол извлечёнными из-под земли черепами.
Когда был построен ДК, старый Дом культуры (бывшая церковь) оказался не удел, его забросили. И местная шпана однажды его подожгла. Возможно не специально, но факт остаётся фактом: все деревянные перекрытия сгорели, а стены остались.

Иконы из церкви местные жители ещё в 80-ые унесли по домам. У кого они находятся — неизвестно, об этом лучше было молчать, чтобы не попасть под колесо репрессий. Старики, очевидцы этого, скорее всего тайну унесли в могилу. Только одна икона находится в музее. Её принёс Осетров Василий Николаевич (1936 г. р.). Он рассказал, что его родители когда-то её вынесли из церкви и таким образом спасли"
Наше время благодатная пора для духовного возрождения России. Церковь, как никогда, поддерживается государством. Основные христианские таинства — исповедь и причастие, стали частью жизни для многих ранее неверующих семей. Ряды православных растут, и добрые отношения между государственной властью и церковью, способствуют этому. Почему же до сих пор, претерпевший столько испытаний храм, не восстановлен. С этим вопросом я так же обратилась к Ольге Николаевне.
«Нами написано несколько проектов, предполагающих восстановление церкви. Но для её реконструкции требуются миллионы. Таких денег ни в районе, ни в крае нет. Нужна помощь Федерации. Уже больше десяти лет район пытается добиться того, чтобы нашу Свято-Троицкую церковь признали объектом культурного наследия, но пока этого не удаётся сделать. Каждый год во время Всероссийского фестиваля „Сибирская масленица“ общественный фонд „Чистые помыслы“ проводит сбор средств на восстановление, но это, как говорится, капля в море. Лично я сама участвовала в написании проектов „Суриковский посад“ и создание историко-этнографического мемориального комплекса „В. И. Суриков — русский казак“. Преподаватели СФУ так же по заявке Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края разработали проект мемориального суриковского комплекса. В центре каждого проекта — церковь, её восстановление, но пока нет средств на их осуществление»
Добавить здесь нечего. Может быть, действительно, набраться терпения и подождать? Подождать, пока чудесным образом утвердят все проекты и выделят деньги. Может быть понадеяться на энергию и потенциал Ольги Николаевны? Ей доверяют, её уважают здесь, и знают там… А может всё это на самом деле не нужно селу? Что знают люди об этом храме, с какими чувствами ходят они мимо его развалин? Я поинтересовалась и задала все эти вопросы жителям Сухобузимского.
Оксана Скобелина бухгалтер КГБУЗ «Сухобузимской РБ»:
«Я знаю, что эта церковь была основана в 1793 г., Она являлась памятником архитектуры и исполнена была в стиле енисейского барокко. Мне рассказывала о ней моя бабушка, когда я была еще совсем маленькой. Очень жаль, что не все жители знаютоистории и культурном наследии нашего села. И конечно, обязательно, надо восстанавливать нашу церковь, возрождать старинный памятник архитектуры, поднимать духовный уровень людей. Дети должны видеть и знать, какой был наш храм»
Наталья Мельничук фельдшер-лаборант «Сухобузимской РБ»:
«Подростками мы часто, ради любопытства заходили в церковь. Разрушенные стены и эхо всегда холодили сердце. Жаль, что в наше время никак не могут всерьёз заняться восстановлением храма. И вроде собираются подписи на восстановление, но никаких движений мы не видим. В конце мая была акция по наведению порядка внутри помещения. Так что неравнодушных людей очень много»
Ольга Яковлева специалист 1 категории отдела архитектуры администрации Сухобузимского:
" Я вспоминаю наш храм, как Дом Культуры. В то время он уже был в полуразрушенном состоянии. На данный момент хочется, что бы церковь восстановили. И даже никак памятник архитектуры… В ней должны проходить литургии и основные христианские таинства: исповедь и причастие. У нас есть небольшой храм на территории больницы, но он совсем маленький"
Наверное, ни один житель Сухобузимского, не сказал «Нет!» восстановлению Свято-Троицкого храма. Никто не против. Очень отрадно слышать, как люди ласково говорят о церкви «наша церковь», «наш храм». Но чего-то не хватает… Чуть больше веры, чуть больше молитвы, чуть больше желания. И возможно, Господь пошлёт свою благодать на это живописное село. И белокаменная жемчужина Сухобузимского вновь откроет свои двери для всех православных христиан.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website